Нравственность человека видна в его отношении к слову. Л.Н.Толстой Разумеется, эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Но, к сожалению, не все журналисты понимают и находят эту связь. Итак, что же все-таки понимают под нравственностью? А под нравственностью в журналистике? Очень часто нравственность трактуется как синоним морали. Но со времен Гегеля принято различать мораль и нравственность, согласно разделению этих понятий нравственность является внутренней установкой человека - в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека. Получается, что нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле. У каждого человека есть нравственность, у каждого журналиста есть нравственность. Вопрос лишь в том, какая это нравственность? Об ответственности, объективности, профессионализме в журналистике говорят многие. Говорят и о базовых человеческих ценностях - совести, чести, долге, патриотизме, профессиональной миссии, которая, нет сомнений, состоит в том, чтобы нести разумное, доброе, вечное. С одной стороны, сегодня масс-медиа обретают реальные черты четвертой власти, их влияние позволяет по-своему создавать информационную картину происходящего, с другой стороны - в борьбе за издание и популярность забывают о моральных нормах, профессиональной этике, ответственности перед потребителями информации. Наверное, всем журналистам важно помнить о той нравственной и духовной ответственности человека за все. За то, что происходит с ним, вокруг него. Работа журналиста от начала и до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной морали, регламентирующей поведение собственного морального сознания. Так в чем же все - таки она должна проявляться, этика поведения современного журналиста? По отношению к кому или к чему должен быть этичен журналист? Какие именно кодексы морали и нравственности он должен соблюдать? И во всем ли? Этичны ли журналисты вообще или сама профессия не предусматривает соблюдения, каких – либо норм? Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях. Журналистика и нравственность тесно связаны. 1 Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта. 2 В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, нравственность и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики. 3 Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали. 4 При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент. В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека. Основные профессионально – нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Стремление к правде является нравственным императивом для большинства цивилизованных людей, однако многие журналисты, даже высоко нравственные, допускали ложь в служении, как они утверждали, общественному благу. Защитники журналистской этики обычно делают различие между фундаментальными принципами нравственности и их применением в повседневной ситуации, когда нравственный выбор приходится делать в условиях дефицита времени и отсутствия возможности проанализировать обстоятельства. На журналистах, являющихся посредниками между государством и обществом, лежит огромная ответственность. Журналистская безнравственность имеет свойство приумножаться в умах и сердцах аудитории, и порой обретает впоследствии самые страшные формы. И потому между нравственностью журналиста и общества можно с уверенностью поставить знак равенства.
|