Зал стих… На сцене – яркий ослепляющий зрителя белый свет, начищенный до блеска металл, звучит музыка Джорджа Вингстона ( монотонная, но не раздражающая). Так на сцене Московского Художественного Театра им. Чехова ставят «Гамлета» сегодня. И не беда, что зритель теперь не читает Шекспира. Постановки Юрия Бутусова разъяснят пьесу каждому, и каждому по-разному, и каждому о разном. Питерский режиссёр, прописавшийся последние несколько лет в Москве, собрал команду, с которой вместе начинал. Пригласил художника Александра Шишкина, давно обосновавшихся в МХТ Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, выписал из Петербурга Михаила Трухина. Сцена МХТ, кажется, уже давно не переживала подобного всплеска актёрского таланта, красок и эмоций. Огромный экран позади сцены, отражающий то голубой, то кислотно- жёлтый свет прожектора, на время превращает актёров в силуэты, лишённые плоти, но наполненные современными философскими размышлениями, не присутствующими в тексте великого драматурга… И это не единственный подарок от Шишкина. Натянутые вдоль сцены металлические тросы похожи не то на колючую проволоку, не то на струны некой мировой гитары. И даже постоянно падающие стулья кажутся лишь тенью, контурами самих себя, потому что мир расшатался и всё настоящее, увы, утеряно. И в этом мире Бутусову удаётся строить интриги и сюжетные повороты великого Шекспира, соблюдая все правила, подчиняясь традициям. Так, воспользовавшись преданием о том, что во времена Шекспира актеры играли по нескольку ролей, режиссёр дал своим любимцам возможность примерить костюмы и судьбу разных персонажей. Гильденстерн (Алексей Агапов) и Розенкранц (Олег Тополянский) появляются могильщиками в сцене кладбища. А тройка Хабенский – Трухин- Пореченков вообще не сходит со сцены. Режиссерский рисунок Юрия Бутусова в этой постановке прихотлив и подробен. Спектакль хочется описывать шаг за шагом. И как, беседуя с Гамлетом, Полоний чистит ножом сверток, напоминающий рыбу («Вы рыбный торговец?» – поинтересуется Гамлет), а потом вспарывает ее ножом, и вдруг из бумаги брызгает фонтанчик воды. И как безумная Офелия (Ольга Литвинова) отрывает лоскутки от платья, раздавая цветы: вот рута, розмарин… И как толкает железный стол Гамлет, читая «Быть или не быть», и физическое усилие дает ощущение тяжелых поворотов мысли принца, и как дерутся Гамлет и Клавдий – не то петушиные бои, не то потасовка однокурсников. Придумок много, и, пожалуй, не стоит искать разгадку каждому режиссерскому ребусу. Куда как приятнее и продуктивнее расслабиться и получать удовольствие от богатства фантазии и обилия находок. Следуя по тексту классической пьесы, откликаясь на мельчайшие её нюансы, Бутусов строит каждую сцену как замкнутый фрагмент. И именно поэтому головокружительная мозаика кусочков не складывается в единство. И можно предположить, что, давая своим зрителям предельную свободу прочтений, Бутусов вовсе и не ставил задачей прочерчивание цельной линии трактовки. В этом спектакле юмор, фарс, трагедия, прошлое, современность, я и вы, - словом, всё. И каждый, хлопая в ладоши, встанет с кресла и будет думать о чём-то своём, но непременно будет думать.
|