Пятница
20.10.2017
02:46
Форма входа
Категории раздела
Аналитика СМИ [10]
Интервью [16]
Репортаж [17]
Очерк [11]
Свободная тема [19]
Поиск
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Жур-Д-2 ВКонтакте
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Организованное злословие

    Каталог статей

    Главная » Статьи » 2 курс 2 семестр » Свободная тема

    "Война. Новый взгляд". Рецензия на фильм "Поп".
    "Кто не знает отца Александра?», главного героя ещё не вышедшего в прокат, но уже успевшего взволновать и потрясти первых зрителей и членов жюри нескольких фестивалей, фильма «ПОП». «Проповеди читает короткие, но такие, что в самое сердце» - так говорят о священнике Александре Ионине его прихожане. После просмотра фильма возникло желание обратить эти слова к режиссёру Владимиру Хотиненко. Он сделал российским зрителям бесценный подарок к Пасхе и 65-летию Великой Победы.
    История, начавшаяся 21 июня 1941 года в латышском селе Тихое и закончившаяся у стен Псково-Печерского монастыря в 1979 году, рассказывает о жизни священника Псковской православной миссии. Человека, прошедшего в молодости через все тернии советской нелюбви к священнослужителям, в войну возрождавшего православие на оккупированной территории, а после возвращения Красной армии вновь отправленного в лагеря, сыграл не знающий поражений Сергей Маковецкий. Зрители и критики заявляют в один голос, что думали, будто знают всё об актёре, но эта его роль поставила их в тупик – такого героя в отечественном кинематографе ещё не было!
    Во время просмотра фильма нет ощущения страха: режиссёр показывает жестокие, хотя обычные, можно сказать, повседневные, картины войны. Но цель вовсе не в том, чтобы вызвать катарсис у зрителя, раздавить его горем и тяжестью. Напротив, переживая вместе с героями разбой оккупантов, предательство полицаев, казнь партизан, зритель не боится, а словно внутренне восстаёт против жестокости и насилия. Когда видишь, как отец Александр покорно относится к испытаниям, посылаемых ему войной, невольно задумываешься: «Ради чего он не спасался, не бежал с этой территории? Зачем он исповедовал человека, считающего его предателем народа и отечества и желающего убить его?» С другой стороны, понимаешь, что, когда, стреляя в батюшку, Алексей Лугатинцев (в исполнении Кирилла Плетнёва) попадает в икону, или принявшая православие Ева единственная в семье остаётся в живых - в этом нет ничего сверхъестественного. Чудесам божественным создатели картины предпочли силу человеческого духа, которая не менее удивительна и необъяснима. Так, вера в Бога рождает веру в человека. А вера человека в самого себя открывает в нём способность к самопожертвованию, прощению. Жертвенность близка каждому персонажу: попу и попадье, партизанам и даже детям. Прощать тоже приходиться учиться всем, хотя порой это кажется невозможным даже самими священникам.
    К сожалению, тенденция фильмов о войне последних лет такова, что авторы делают упор либо на односторонние ужасы войны, кровь, жестокость, которых итак чересчур много на наших экранах, либо на мистику, необъяснимое волшебство. Владимир Хотиненко вышел из этого избитого круга и задал новое направление осмыслению победы. В его фильме - люди, которые живут по законам врагов, но поддерживают друг друга, а значит, они не покорены. Есть упоминание и о такой особенности немецкой пропаганды, как дезинформация местных жителей. Она прекрасно выражена в коротком, но показательном отрывке: русский-немец, покровитель миссии, полковник Фрайгаузен сообщает, что Москва сдалась, и москвичи восторженно приветствуют «освободителей». Лейтмотив стойкости и мужества миллионного населения оккупированной части страны, не поддававшейся на провокации, звучит в цитате из «Горя от ума», произнесённой отцом Александром: «Что ж Москва? Помнится, пожар служил ей много к украшенью». Герои фильма, сплочённые вокруг батюшки, демонстрируют смирение и стремление в этой неразберихе примкнуть к чему-то по-настоящему прочному. А на войне – это близкие люди, вера, желание примирить, а не мстить.
    И эта главная черта картины Владимира Хотиненко прекрасна, потому что о войне за 65 лет снято всё, что только возможно. Хотя война – тема вечная, но всё острее требует новых способов раскрытия. Мы столько насмотрелись горя, столько наслушались рассказов очевидцев, что сейчас, если есть желание продолжать военную тему, нужны новые грани, нужно смотреть глазами разных людей. От полководцев, партизан, генсеков, военнопленных и узников лагерей кинематографисты, наконец-то, дошли до священнослужителей. А ведь это одна из непрочитанных страниц истории! Не говоря о самой Псковской миссии, мало кто из представителей современного поколения знает, что 8 сентября 1943 году Сталин лично утвердил возвращение патриаршества, кстати, через 222 года, после упразднения его Петром I.
    Новые герои и оригинальные идеи фильма «ПОП» дополнены прекрасной игрой актёрского состава. Образ матушки Алевтины, созданный замечательной Ниной Усатовой, так и стоит перед глазами. Это самая простая русская женщина, верующая и боящаяся войны. Иногда ласково журит мужа, но может и прикрикнуть, порой жалуется на неизвестность будущего, но всегда рядом с теми, кому нужна помощь. По ходу повествования зритель понимает, что она радеет всегда за других, забывая опасность. Все маленькие актёры, во главе с Елизаветой Арзамасовой, сыгравшей еврейскую девочку Хану (в христианстве Ева), делают игру корифеев ещё более пронзительной и искренней.
    Главный же образ, воплотивший идею фильма, - это Александр Ионин. Образ собирательный, но настолько реальный и узнаваемый, что его охарактеризовать лучше, чем это сделано в фильме, нельзя: «это самый что ни на есть выдающийся тип русского батюшки». Уже с первых кадров фильма не покидает неожиданная и кажущаяся неуместной мысль: насколько велик круг прототипов отца Александра? Один только разговор с мухой настойчиво ассоциируется с похожей сценой из сентиментального романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», в которой образец гуманизма, любимейший герой автора, дядя Тобби упрекает муху за назойливость, а потом подносит к раскрытому окну и выпускает Божью тварь на волю. По признанию матушки Алевтины, герой Сергея Маковецкого «так и не вышел из детства»: он слишком чист душой, чтобы судить. Он стремится понять, простить, образумить. Ужасы в лагере военнопленных и потерю жены он переживает стоически, но резок и неумолим, когда сталкивается с предательством. В нескольких интервью Сергей Маковецкий говорил, что самое тяжёлое в этой роли – играть живого, чувствующего, страдающего человека, который в то же время знает, что на все дела, хорошие и плохие, воля Господа. Несмотря на сложность задачи, он сумел сыграть даже большее. Его отец Александр смиряется как священник, страдает как человек и смотрит на страшную действительность наивным взглядом ребёнка. Каждая мелочь: от едва уловимой мимики до проведения церковных обрядов – выдаёт в нём самый что ни на есть выдающийся тип русского актёра (особенно, если вспомнить предшественника отца Александра, уполномоченного по делам религии Кондрашёва в фильме «Чудо» и заглянуть в будущее, встретив майора Шмерша из «Утомлённых солнцем-2»).
    В фильме много внимания уделено жизни оккупантов. Зритель хоть и наблюдает её со стороны, всё же отмечает важные особенности. Простые солдаты восхищаются красотой русской природы, но жалуются на условия жизни в деревнях. Проживший в России много лет до революции полковник Иван Фёдорович Фрайгаузен, (Анатолий Лобоцкий), близок по духу главным героям и даже радушно принят в доме священника. Призванный возглавлять угнетателей, он с высоты своего поста помогает батюшке во всём, что не противоречит долгу военного. Немцы показывают местным жителям видеокамеру, фотографируются с ними, привозят пропагандистские фильмы, которые больше развлекают мальчишек, чем оказывают на них должное воздействие. Во время просмотра фильма я вспомнила, как учитель в школе рассказывал про свою бабушку. Та ребёнком тоже жила в оккупации, и в их доме квартировал немецкий офицер. Он приносил детям невиданные подарки: сладости, игрушки - признавался, что многие солдаты не хотят воевать, а обязывает их только долг перед страной. Одним из таких офицеров вполне мог быть полковник Фрайгаузен. К нему не испытываешь ненависти, а только желание возразить, напомнить, что все люди равны, и все подчиняются Богу, а не фюреру. Оба, и батюшка, и полковник, знают эту истину и в мирное время, наверняка, неотступно следовали бы ей. Но Хотиненко напоминает страшную особенность войны: она умных и порядочных людей делает врагами против их воли.
    Итак, кинокартина «ПОП» не оставляет на душе тяжёлого осадка. На мирный лад настраивает лёгкая, возвышенная музыка, которая звучит в начале и в конце фильма. Ощущение душевного подъёма зритель испытывает от завершения войны. Но куда важнее судьба простого, отдельно взятого человека. Отец Александр возвращается из лагерей на псковскую землю глубоким старцем. Он не только остался жив, но и не утратил прежний дух. Дух человека, прошедшего всю войну, который бился не с оружием в руках, а боролся за сохранение нравственности в нечеловеческих условиях (что сохранить, может быть, гораздо важнее, чем саму жизнь). И этот старец у стен монастыря встречается с поколением, пришедшим на смену отцам-победителям – прекрасная сцена! А выводы каждый должен сделать сам. Тут актёры, режиссёр, сценарист и журналисты должны уступить зрителю право осмысления увиденного.
    Категория: Свободная тема | Добавил: PinkPanter (25.03.2010) | Автор: Аверьянова Дарья
    Просмотров: 709 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]