Четверг
25.04.2024
05:07
Форма входа
Категории раздела
Аналитика СМИ [10]
Интервью [16]
Репортаж [17]
Очерк [11]
Свободная тема [19]
Поиск
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Жур-Д-2 ВКонтакте
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Организованное злословие

    Каталог статей

    Главная » Статьи » 2 курс 2 семестр » Интервью

    МИХАИЛ АНДРЕЕВ: КАЖЕТСЯ, Я МАШИНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТИХОВ
    Родина Михаила Андреева далеко от Москвы – в сибирском городе Томске, известность у него всероссийского масштаба или, скорее, его продукта, а славы не так много. Трудно найти человека, который хотя бы раз не слышал песен: «Потому что нельзя быть на свете красивой такой» или «Тополиный пух, жара, июль…», каким бы изысканным ценителем элитарной или альтернативной музыки он не был. Песни на стихи Андреева исполняют группы «Любэ» и «Иванушки International», «Белый орел» и «Корни», София Ротару и группа «Фабрика», Дима Билан, Иосиф Кобзон и другие исполнители. Но совсем мало тех, кто знает, что Андреев – автор нескольких поэтических книг, лауреат литературных премий и когда-то его стихи заметил нобелевский лауреат Иосиф Бродский.

    - Михаил, расскажите о начале своего творческого пути. И это правда, что Вы по первому образованию инженер?

    - Мы жили в глухой деревне, в 300 километрах от Томска. В школе в первом классе было три человека, во втором - один, в третьем - четыре... На всех - один учитель. С отцом я всегда ходил на покосы травы. Представляете себе монотонную работу – вот это именно такая. Ты начинаешь взгляд кидать на природу, рождающую вдохновение, развивающую чувственность, от которой в голове складываются строчки… Потом рифмуешь из них настоящие формулы жизни. В классе третьем я сочинил первое стихотворение - о лесной птице рябчике. А о техническом образовании не жалею: лишних знаний не бывает. Мне кажется, если бы я не знал теорию распространения радиоволн, не окончил Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, еще в детстве не познакомился с категорическим императивом Канта, не прочитал рано какие-то важные книги, то неуверенно чувствовал бы себя в этом мире... Поэтому, наверное, благо, что вначале я получил диплом технического вуза, а уже затем поступил на Высшие литературные курсы при Литинституте имени Горького. Сегодня у меня вышло около восьми сборников стихов.

    - Лауреатом каких литературных премий Вы являетесь?

    - Я лауреат премии им. Горького, лауреат премии Ленинского комсомола. Кстати первую мне вручал Леонид Леонов, жал мне руку со словами: « Державин жал руку Пушкину, Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь – Тургеневу, Тургенев Толстому, Толстой – Горькому, Горький жал руку мне… А я, Михаил, жму руку тебе. Представляете… Сейчас вспоминаю, это как будто было вчера.

    - А каким образом Вашу поэзию отметил Бродский: Вы встречались с ним лично?

    - Я набрался смелости и отправил ему письмо со своими стихами. Понятно, что с какими-то ленинградскими поэтами он был знаком лично, а тут я, неизвестный и из глуши. Но Бродский прочитал мою рукопись, которая потом вышла в виде книги под названием "По материнской линии". Горжусь тем, что он, уже будучи Нобелевским лауреатом, счел нужным отметить мои стихи за "угловатость и пристальный взгляд на мир".
    До сих пор помню то чувство, когда открыл почтовый ящик и увидел конверт с обратным адресом Иосифа Бродского. На свой пятый этаж панельной девятиэтажки я летел чуть ли не через три ступеньки.

    - Михаил, как Вам удается совмещать создание поэзии и написание текстов для песен, ремесло и истинное творчество, по - сути?

    - Хороший вопрос. Скажу честно: раньше я готов был убить человека, который называл меня «поэтом-песенником». Существует Михаил Андреев – поэт, а рядом с чаем сидит автор песен. И большая разница между ними. Нельзя путать понятия. Поэзия – это великое искусство, его понимают, может быть, только 2% потребителей. Она выше музыки.

    - Если не секрет, сегодня для Вас создание слов для песен - это Ваш единственный хлеб?

    - Почему секрет. Да, я нигде не работаю, только занимаюсь литературным творчеством и являюсь автором текстов. Заметьте, именно текстов. Ведь поэзия – это совсем другое.

    - Сможете назвать отличие: когда пишете стихи и пишете слова будущей песни?

    - Когда пишешь стихотворение, чувствуешь себя гением, а когда пишешь стихи для песен, то чувствуешь себя уверенным человеком. Во втором случае, кажется, что я машина для создания стихов. Ведь когда пишется песенный текст, то оставляется простор для музыки, т.е. это уже наработанный профессионализм.

    - Михаил, для кого Вы пишете: для женщин, мужчин, молодых, пожилых или для страны в целом? И где больше написано песен – в Москве или Томске?

    - Вот уже около двадцати лет я тесно сотрудничаю с Игорем Матвиенко, сложился крепкий такой тандем. Тогда у него еще не было ни «Корней», ни «Фабрики»… Слова я пишу, в первую очередь, для артиста. Если он, например, не может выговаривать букву «р», то я буду стараться ее не употреблять. Почти все песни для «Любэ» написаны в Томске, а их около трех десятков. Сейчас мне приходится много времени проводить в Москве и тут, естественно, тоже пишу.

    - Много работы?

    - Просто здесь оканчивает школу мой сын, ему 17 лет. Кирилл сейчас плотно занимается музыкой. С Игорем Матвиенко записывает песни, сам, кстати, их пишет, как на русском, так и на английском. Сегодня вернулся домой со студии только под утро…

    - Интересно, насколько у Вас «безотходное производство» с Игорем Матвиенко? Или сколько Ваших текстов не получилось превратить в песни?

    - Ни одного. Сто процентов эффективности.

    - И даже слова не приходится редактировать?

    - Это случается. Например, в моем сборнике стихов звучит стихотворение примерно так: «Тополиный пух, жара, июль, ночи такие темные,
    Ты пойми, что первый поцелуй –
    Это еще не любовь, это закон борьбы противоположностей»

    - Вот такой вопрос: многие серьезные поэты не пишут супер - популярных песен, а можно ли быть несерьезным поэтом и написать очень популярную песню?

    - Наверное можно… Да, есть такие примеры. Например, Алексей Фатьянов…

    - Простите, Михаил, а поясните кто это?

    - Автор слов песни «Соловьи». Или еще пример – автор «Смуглянки», только вот, к сожалению, не вспомню фамилию.

    -Вернемся к Вашему творчеству. Для каких исполнителей хотелось бы написать слова, но еще не написали?

    - Я для кого хотел, для того и пишу, для известных. Ведь не каждый исполнитель сможет правильно донести песню. Вот если вчитаться в тексты «Иванушек» - они очень серьезные и философские. Во всех моих текстах заложена ирония, маленькое лукавство, маленькая усмешка. Это искусство, которое серьезно.

    -Если слова песен полны философского смысла, то как Вы соотносите тот факт, что исполняют Ваши песни поп-испонители, а их аудитория, скорее всего, не станет обращать внимания на философию и глубинные смыслы?

    - Вот какой процесс восприятия происходит: когда «Иванушки», например, выходят на сцену, то сначала на них смотрят, потом уже начинают вслушиваться в слова. А ведь поклонники знают все их песни наизусть. Или как объяснить тот факт, что начни: «Потому что нельзя, потому что нельзя, потому что нельзя…», - тут же подхватят, – «быть на свете красивой такой». Значит, западает в душу, значит не просто так. Хотя, конечно, для кого-то попса и является только фоном.

    - Есть ли истории у Ваших текстов?

    - У каждой песни - своя история. Стихотворение "Потому что нельзя быть красивой такой" я написал 18-летним юношей. "Твои волосы, руки и плечи твои - преступленье" - это взгляд подростка на большой мир любви, взрослый человек не умеет так думать. А вначале, в песне «Трамвай пятерочка» в тексте были слова: « Эх, время, время-времечко в жизни пролетело зря, трамвай пятерочка вези на Черемушники меня». Черемушники – это район. Игорь Матвиенко поправил, что мол Черемушники это у вас в Томске, а Черемушки в каждом городе есть. Я исправил. Утром должны были начать записывать. Я утром проснулся :«Елки-палки!.. там «трамвай однерочка, вези в черемушки меня…» Тогда, понимаете, было время развитого социализма. Если услышат американцы, например, подумают, что у нас в городе ходит один трамвай. Трамвай однерочка. Меня бросило в жар потом в холод. Я срочно звоню Матвиенко. У него отключен телефон. Оставляю ему сообщение на автоответчике. Меняем на «трамвай пятерочка».
    И потом, когда общественность узнала эту историю, через несколько лет, в Томске торжественно ввели в маршрут, по которому теперь ходит трамвай пятерочка.

    - А Вы были в Москве на Страром Арбате в кафе, которое так и называется «Трамвай пятерочка»?

    -Нет, не знал… Хотя и живу там рядом. Думаете, они из-за песни назвали так? Обязательно теперь зайду!

    - Михаил, а Вы бы хотели славы?

    - Трудный вопрос. Я девять раз был на «Песне года» на Первом канале, выходил на сцену и получал дипломы. Пришлось даже специальный портфель купить, чтобы довозить до Томска, а то диплом он большой такой. Хотелось бы мне славы повседневной? Один поэт сказал: «Хоть на Луну, хоть на войну, куда угодно – лишь бы слава». Ощущение славы – это кураж, который необходим, может быть, обязателен. Сейчас мне как раз это нужно, мне нужны ощущения. Есть колоссальный опыт работы, нужен новый компонент.

    -А не получается так, что Вы желаете славы Кириллу, которую пока не получили сами, стремитесь таким образом компенсировать этот момент?

    - Нет, абсолютно не так. Кирилл идет своей дорогой, ему нравится и у него получается. Слава – это что-то уходящее, а у меня нет больного тщеславия, у меня адекватное восприятие вещей. Мне важно, чтобы помнили потом меня как литератора, ведь музыкальная грань – это другое. Она более интересная, щекотливая.

    Категория: Интервью | Добавил: InKa (17.05.2010) | Автор: Инна Бугаева
    Просмотров: 4451 | Комментарии: 1 | Теги: михаил андреев | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 1
    1 NataliiyaNikolaevna  
    0
    Инна!!! Как ты его откопала? Серьезный такой большой человек. Хорошее у него разграничение функций.
    Рада за тебя. Всех благ!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]