Большая часть жизни детей проходит в школе. Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрения человека. Современная жизнь такова, что у родителей остается все меньше времени на общение со своими детьми и их воспитание. Поэтому проще полагаться на то, что это сделает школа. И некогда задумываться над тем, а что же именно происходит с детьми в школе, чему их там учат. Джон Гатто в своей книге "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя" пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа - это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Цели могут декларироваться самые разные, но конечная цель именно такова, и надо осознавать это. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными. Цитата из книги: За двадцать пять лет преподавания в школе я обратил внимание на потрясающее явление: школы и вся система образования имеют все меньше отношения к великим событиям и начинаниям планеты. Никто больше не верит, что ученых готовят на занятиях в естественнонаучных классах, что политиками становятся те, кто успевал на уроках обществознания, а поэтами – те, кто блистал на уроках родного языка. На самом деле школы не учат ничему, кроме подчинения приказам. В качестве учителей в школах работают тысячи добрых, небезразличных людей, но абстрактная логика этого общественного института поглощает их индивидуальный вклад. И хотя учителя – люди, как правило, неравнодушные, и работают они очень и очень много, сам по себе институт школы безнравственен. Звенит звонок, и молодой человек, поглощенный написанием стихотворения, должен быстро закрыть тетрадь и переместиться в другую камеру, где ему предстоит узнать, что люди и обезьяны происходят от общего предка." Большое значение в жизни ребенка занимает школа. И что мы видим? Каких детей воспитывает образовательное учреждение? Ребят заставляют носить одинаковую одежду, думать в одинаковом направлении, стремиться к одинаковым мечтам. А тех, кто думают по-другому, тех, кто стремится показать свою индивидуальность – подавляют. Маленьких детей воспитывают как армию, где всех парней обривают наголо и все становятся похожими. А где же остается место индивидуальным способностям? Становится понятным, почему некоторые великие люди плохо учились в школах, потому что, чтобы стать великим, нужно, чтобы твое мышление не было таким же, как у большинства. Необходим свежий взгляд на окружающие нас предмет. Анализирую данные высказывания, несколько раз перечитываю, понимаю, что вопрос спорный, что сколько людей, столько и мнений. И каждый может опровергнуть или согласиться с этими утверждениями. Я и сама, возможно, никогда бы не задумалась об этом. Ведь сколько статей в газетах и журналах, социальных реклам мы видим и читаем на тему школьной наркомании и алкоголизма, стрессов учеников по поводу успеваемости, их непонимания учителями, напряженных отношениях с одноклассниками, ужасающих рассказах о жестоких школьных драках и расправах друг над другом. Но ни разу я не видела призыва о том, чтобы дети стремились к индивидуальности, строили противоположные мнения тем, что втолковывают им на уроках учителя. Конечно, в начальной школе дети и не задумываются над этим вопросом, но к сожалению, и старшеклассники не осведомлены об этой проблеме. Многие не хотят противоречить преподавателям, потому что бояться получить за это двойку, другим это вообще не надо. Вспоминаю себя и понимаю, что на самом деле так оно все и есть. В старших классах, когда нам хотелось отличиться, выделиться своей индивидуальностью, нас запихивали в одинаковую форму и строго следили за тем, чтобы все соблюдали устав и правила в школе. На любые нестандартные мысли, учителя резко отвечали, что это не правда, вспоминай, как именно было написано в учебнике, а то кол железобетонный в журнал обеспечен. А как тяжело ходить в школу, прямо как на каторгу, все 11 лет подряд к одному и тому же времени, а после занятий успевать делать уроки и так день за днем. Много ли было в школе кружков и секций, которые можно посещать с удовольствием, и которые развивали именно те нестандартные способности, которые с рождения заложены в нас. Чаще всего приходилось ходить в спортивную секцию « из под палки» , т. к. надо ехать на соревнования или посещать занудного преподавателя на дополнительных занятиях по математике ради того, чтобы тебе поставили на балл больше в конце четверти. Или тот страх, который вселяется в нас со школьной скамьи, что нужно быть послушным и делать все так, как сказал учитель, покорно слушаться его и не перечить. Не говоря уже о споре с ним. В большей степени это касается отличников и хорошистов, у двоечников, по – моему мнению, с этой проблемой дело обстоит проще. Я с ужасом поняла это, когда однажды мне сказали, что из отличников получаются отличные рабочие, расходный материал, а те самые двоечники в будущем становятся их начальниками. С детства нам прививают эту покорность, как заразный вирус, от которого тяжело излечиться, и я понимаю, что я больна им. Сколько можно подгонять всех под один размер? Под стандартность мышления? Долго ли нас будут растить винтиками для функционирования одной большой государственной машины? Кто даст ответы на эти вопросы и вообще задумается ли человечество над этой проблемой?
Человечество задумывается. Это точно. Но другой формы социализации не придумано))) И если это размышление-рассуждение, то не ставьте тему "портрет учителя". Протестное отношение разделяю.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]